Антон Божко (tohasss) wrote in i_future,
Антон Божко
tohasss
i_future

Машина времени у фантастов.

Решил тут немного систематизировать представления фантастов о путешествиях во времени. Результатом стал нижеследующий труд.


Термином машина времени в наши дни уже никого не удивишь. А вот лет 150 тому назад, это словосочетание не было таким известным. Подробнее о происхождении написано здесь. Не будем затрагивать научное восприятие идеи перемещения людей и предметов одновременно во времени и пространстве. Сейчас гораздо интересней изучить, как к этой проблеме подходили писатели-фантасты со времен Герберта Уэллса и до наших дней.
Как и в экономической науке, в «хрононавтике» необходимо сперва дать ответы на три важнейших вопроса:

1). Как и с помощью чего путешествовать?
2). Куда путешествовать?
3). К каким последствиям могут привести путешествия во времени?

Интересно сравнить, каким образом разрешали эти вопросы различные авторы. Итак, приступим.

Как и с помощью чего путешествовать

Тут, насколько я понимаю, существует два принципиально разных подхода: технический и ментальный. Большая часть авторов видит машину времени именно машиной, то есть, техническим приспособлением. Я, признаться, до сих пор не встречал книг, где содержались хоть какие-нибудь указания на основные принципы работы такого устройства, но так ведь на то и жанр фантастический или, в крайнем случае, научно-фантастический.
Соответственно, и размеры таких вот машинок могут быть разными – от стационарных кабин (например, в книгах Кира Булычева или братьев Стругацких), до миниатюрных карманных устройств (как в рассказе Пьера Буля «Бесконечная ночь». Есть и варианты спецмашин двойного действия, способных перемещать пассажиров как во времени, так и в пространстве (патрульные времени Пола Андерсона пользуются именно такими). Иногда происхождение аппарата определить невозможно, ведь неизвестно, с каких пор в семейной гостиной стоят старинные часы (Альфред Ван Вогт «Часы времени». Перемещение во времени можно совершить и с помощью волшебных приспособлений (вспоминаем «ГП» или повесть Юлия Буркина и Константина Фадеева «Исковерканный мир».
Впрочем, кое-кто пошел другим путем. Зачем нам придумывать и собирать громоздкие приспособления, когда представители внеземных цивилизаций способны производить невероятные скачки во времени и пространстве с той же лёгкостью, с какой мы совершаем ежедневные поездки на метро. И все это исключительно силой собственного разума. Более того, инопланетяне готовы поделиться этими знаниями с человечеством. Пока что в пример могу привести только Клиффорда Саймака, однако, мне кажется, что подобную мысль (пусть и исключая чужое вмешательство) культивировали и другие авторы.
Наконец, недавно я познакомился с третьим подходом. И даже упомянул о нем в одном из недавних постов. Это идея, описанная Роджером Желязны в романе «Знаки дороги». В данном случае историческое развитие нашей планеты шло вдоль некой дороги, дороги без начала и конца, дороги имеющей множество ответвлений, дороги, постоянно меняющейся. Лишь некоторые люди (назовем их избранными) способны найти выезды на этот путь. Поймал себя на том, что этот подход очень сложно описать в нескольких предложениях – гораздо интереснее прочесть книгу.
Можно еще обсуждать книги, в которых скачок во времени происходит безо всякого усилия героя или даже вопреки его желаниям, но это уже несколько другая сторона, которую здесь не стоит.
Что ж, с первым вопросом кое-как разобрались. Ещё раз хочу напомнить, что в силу ограниченности моих познаний в этой области (правильнее сказать, читательских познаний) не стоит считать вышесказанное полноценным описанием всех возможных вариантов.

Куда путешествовать

Тут дела обстоят несколько проще и ответов на этот вопрос ровно два. И, как мне кажется, больше их уже не станет. Если следовать логике одних авторов, путешествия во времени возможны только «вниз» то есть в прошлое, поскольку пространственно-временной континуум – штука изменчивая и чрезвычайно непостоянная (это свойство стоит запомнить, скоро пригодится). Естественно, вернуться потом удастся, но не позднее момента отправки. К числу приверженцев этой идеи относятся такие писатели как Кир Булычев, Альфред Ван Вогт, братья Стругацкие. Пожалуй, слово приверженцы тут не слишком уместно, скажем так, эта идея в некоторых из их книг фигурировала.
Ну и абсолютно логичен второй принцип – перемещение во всех направлениях относительно окружающей реальности путешественника. Это становится возможным в силу относительной «прочности» континуума, который «есть, потому что он есть» и способен выдержать незначительные изменения. Таким его видели Пол Андерсон и Роджер Желязны, Фредерик Браун и Фергюс Макинтайр, Пьер Буль и Кейдж Бейкер. Стоит отметить напоследок, что этот вопрос далеко не всегда рассматривался в книгах, посвященных путешествиям во времени, поскольку чаше всего герои отправлялись в прошлое, но нигде не оговаривалось, что невозможно совершить прыжок вперёд. Кстати, насколько я помню, герой книги Уэллса путешествовал в основном в будущее.

К каким последствиям могут привести путешествия во времени

Этот вопрос – самый важный, интересный и неоднозначный. В литературе его пытались разрешить различными способами. В данном случае стоит рассматривать два аспекта: возможность вносить какие-либо изменения в континуум и, в случае положительного ответа на первый вопрос, стоит обратить внимание на частные случаи таких вмешательств – временные парадоксы. Но, обо всем по порядку.
Итак, первый случай самый простой: континуум вечен и абсолютно неизменяем. Боюсь, что мне с таким объяснением в книгах сталкиваться не приходилось, но Википедия об одном таком произведении упоминает. Полагаю, немногочисленность таких идей в фантастической литературе вполне объяснима. Возможность изменить судьбу всего человечества ну или же отдельно взятого персонажа – самый распространенный из сюжетов.
Случай номер два. Вмешаться в ход истории возможно. Но тут вариантов уже становится больше:

1). Последствия вашего вмешательства в любой точке пространства-времени почти всегда непредсказуемы. Классический пример рассказ Рэя Бредбери «И грянул гром». Раздавил бабочку где-нибудь в мезозое и эволюция пошла совершенно по-другому.

2). Континуум более-менее эластичен. Как правило, он терпит вмешательство в ход истории и это практически не отражается на облике будущего. Однако существуют определенные отрезки истории (критические точки, как у функций), в которых любое изменение приводит к крайне нежелательным последствиям. То есть, если Вы, отправившись в прошлое, сделаете так, чтобы Ваши далекие предки не встретились, это никак не отразится на существовании всей семьи, поскольку тут важную роль играют не сами гены, а их совокупность. Но покушение на жизнь Юлия Цезаря или Исаака Ньютона наверняка приведет к очень нежелательным последствиям.
Такую вот теорию предлагает в своем цикле «Патруль времени» Пол Андерсон. Собственно, задача патрульных оберегать эти самые критические точки от непрофессионального вмешательства или восстанавливать ход истории после таких вот непредвиденных акций.

3). Еще одна теория предусматривает наличие бесконечного числа самых разных континуумов. То есть, вмешательство путешественника в ход событий может привести к самым разным последствиям, но это всего лишь создаст очередную реальность среди множества уже существующих. Произведение, в котором эта теория звучит открытым текстом, принадлежит перу Алена Стила и называется «Куда мудрец боится и ступить».

4). Встречался мне не так давно и другой вариант. Вариант «закольцованности». В этом случае желание увидеть некое историческое событие рождает это самое событие. Очень многие хотят посмотреть на падение тунгусского метеорита. Огромное число хронопутешественников отправляется в район Подкаменной тунгуски 1908 года. Такая высокая концентрация машин времени на одном участке приводит к возникновению неконтролируемой реакции и, пожалуйста, – вот он, тот самый загадочный взрыв. Эта ситуация описана Фергюсом Г. Макинтайром в рассказе «Взрывное дельце».

Вот все сходу пришедшие на ум теории. Если Вы дополните этот список, я буду очень признателен. Как можно заметить, примеров приведено не так чтобы очень, но и книг, в которых весь процесс описан с такими подробностями и дана некоторая «теория» мне встречалось не слишком много. Теперь стоит отдельно обсудить часто возникающие парадоксы времени, связанные как с непосредственным вмешательством, так и с простым перемещением. Их, как Вы догадываетесь, придумано великое множество, вспомнить все просто не представляется возможным. Пробежимся по наиболее известным и самым запутанным.

Парадоксы времени

1). Весьма распространенная группа парадоксов под общим названием «Смерть дедушки». Опять же классический пример: что будет, если, отправившись в прошлое, человек убьет собственного деда, причем, в ту пору, когда один из его (путешественника) родителей еще не появился на свет? Результатом, скорее всего, станет только исчезновение его самого и некоторых родственников. Такую ситуацию предлагает нам Фредерик Браун в рассказе «Первая машина времени». Просто? На первый взгляд, да. Но, если вдуматься, убийство дедушки приводит к тому, что герой не рождается, следовательно, и дедушку убить некому… Видимо, единственно правильный вариант – провести эксперимент в реальных условиях, жаль, пока это не представляется возможным.

2). Парадокс под номером два, тоже связан с дедушкой (интересно, чем это он так всем приглянулся). Его описал Альфред Ван Вогт в рассказе «Часы времени». Герой, узнав о свойстве старинных семейных часов перемещать людей в прошлое, попадает в те дни, когда его дед должен был вернуться с войны. Довольно скоро он понимает, что настоящий его предок пропал без вести на полях сражений. Таким образом, внук становится собственным дедом, он же ведет дневник, который читал в детстве, он становится отцом своего отца и мужем своей бабушки. Более того, его молодая жена довольно скоро узнает его секрет, и семейная пара начинает вести жизнь сразу в двух мирах. Казалось бы, особых логических противоречий тут нет, но сама идея такой вот семьи выглядит невероятной.

3). Еще одно собрание парадоксов, которое можно назвать «Встреча с самим собой». Если Вы помните, в уже упоминавшемся «ГП» такое было строго-настрого запрещено. Патрульные времени старались избегать подобных ситуаций, дабы не застрять во временной петле. Впрочем, многие авторы строили свои произведения на взаимодействия героя со своим более ранним или поздним воплощением. В качестве примера можно привести рассказ Генри Каттнера «Работа по способностям». Суть его заключалась в том, что некий человек (его можно назвать настоящим неудачником) отправляется в прошлое, дабы помочь самому себе совершить преступление, которое помогло бы ему достичь изрядных высот в будущем. Увы, специальная темпоральная служба не дает свершиться его честолюбивым замыслам.
Сюда же можно отнести ситуацию, описанную французским автором Жераром Кляйном в новелле «Развилка во времени». В данном случае, ситуация такова, что существующие реальности сражаются за почетное право стать основными. Наш герой снимает телефонную трубку и слышит собственный голос. Тот сообщает, что в течение ближайших часов ему сделают очень выгодное предложение. В случае согласия его ждут неслыханные слава и богатство. Но буквально через минуту раздается второй звонок и голос (тот же, но куда более слабый и отдаленный) умоляет отказаться. Возникает вопрос, как две эти реальности могут одновременно существовать, если выбор был сделан? Вот он, очередной парадокс.

Описывать можно много других неоднозначных ситуаций, но тогда объем этого опуса станет совсем уже неприличным для размещения в ЖЖ. Для желающих привожу список интересных произведений на тему путешествий во времени:

1). Пол Андерсон Цикл «Патруль времени».
2). Фредерик Браун «А что будет?», «Первая машина времени», «Три коротких счастливых жизни Юстаса Вивера», «Бесконечная череда отражений».
3). Альфред Ван Вогт «Часы времени».
4). Джон Уиндем «Хроноклазм».
5). Герберт Уэллс «Машина времени».
6). Роберт Янг «Девушка, остановившая время».
7). Кейдж Бейкер «Добро пожаловать на олимп, мистер Хёрст», «Счастливого рождества».
8). Ален Стил «Куда мудрец боится и ступить».
9). Роджер Желязны «Знаки дороги».
10). Пьер Буль «Бесконечная ночь».
11). Генри Каттнер «Работа по способностям».
12). Фергюс Макинтайр «Взрывное дельце».
13). Жерар Кляйн «Развилка во времени».
14). Кир Булычев «Похищение чародея».
15). Юлий Буркин и Константин Фадеев «Исковерканный мир».



Замечания и поправки по этой подборке очень даже приветствуются.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments