az_mnogogreshny (az_mnogogreshny) wrote in i_future,
az_mnogogreshny
az_mnogogreshny
i_future

Category:

Идеальная планировка города. Продолжение темы.

В прошлом посте я привёл такую возможную форму уличной сетки (взамен надоевшей прямоугольной гипподамовой).

Основная идея - замена прямоугольника как основы всего на пятиугольник. В результате получается более интересная форма регулярности. Не тупая, которая разгадывается с первого раза, а более сложная. А значит, и более красивая. Ибо простота в данном случае хуже воровства.
Основное возражение от читателей - якобы удлинение пути по сравнению с привычным "гипподамом".
Для меня оказалось сложно ответить на это возражение, ибо математику я фундаментально забыл. Не могу привести точную формулу, описывающую средний путь в разных видах геометрического паркета. Напомню, что паркет это замощение плоскости многоугольниками без пробелов и перекрытий. Это можно сделать правильными треугольниками, четырехугольниками (привычная гипподамова сетка улиц) и шестиугольниками. С пятиугольниками сложнее. Правильным пятиугольником плоскость без разрывов не покрыть. Но есть 15 вариантов покрытия плоскости неправильными пятиугольниками.

Вопрос в том, какой из "паркетов" даёт самый короткий путь из случайно выбранных точек А и Б. Мои уважаемые читатели почему то уверены, что оптимален четырехугольный привычный вариант. А я вот совершенно в этом не уверен.


Что влияет на длину пути? Первое, что приходит в голову, количество лучей на перекрёстках. В привычной прямоугольной схеме, где дороги сходятся под прямым углом, от перекрёстка отходят 4 дороги по 4-м направлениям. В треугольной планировке - целых 6.

Это значит, что у нас есть возможность выбрать более точное направление к нашей точки Б. У нас больше вариантов. Выходит, что Треугольник лучше 4-хугольника и намного лучше шестиугольника, где от перекрёстка отходит всего 3 направления.

Но это всё до тех пор, пока мы не установили, что все кварталы равны по площади. И в это момент всё совсем запутывается. Ведь в 6-угольном варианте будет в 2 раза больше перекрёстков, чем в треугольном. Качество компенсируется количеством. И по идее, путь должен быть равным для всех трёх вариантов.

А что у нас с любимыми пятиугольниками? Они, как и следовало ожидать, ровно по середине между четырёх и шестиугольниками. Каждая из схем даёт разное количество перекрёстков с 6, 4 и 3 лучами. И каждая из этих схем скорее всего идентична по пропускной способности и скорости передвижения с привычной гипподамовой сеткой.

А теперь вспомним вариант, который мне больше всего понравился. По причине, о которой я подробно написал в прошлом посте.

Там из пяти перекрёстков 4 - с тремя лучами. И только один с четырьмя. Можно ли улучшить эту схему, чтобы сделать её еще более проницаемой? Лучше, чем положено математикой для "паркетов"? Очень просто. Проделываем очень несложную процедуру. Смотрите на ярко красную линию.
 photo 5new1.jpg
И получаем следующую сетку.
 photo 5new.jpg
Хуже стало тем, что вместо одного стандартного квартала мы получили 3, отличающихся друг от друга по форме и размеру. Но зато связанность получилась просто потрясающая! Гораздо лучше, чем в привычной схеме. В среднем, из точки А в точку Б можно будет добраться быстрее, чем в привычной схеме с четырёхугольными кварталами.

Я не утверждаю, что моя схема единственно возможная замена "гипподаму". Наверняка их много. Надо только преодолеть зашоренность. Мир многообразен. "Пусть расцветают сто цветов", как говорил председатель Мао.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments