Эдуард Колотухин (eduardk) wrote in i_future,
Эдуард Колотухин
eduardk
i_future

Будущее Телекома в России

Еще в начале 90-х высшее руководство AT&T разрешила небольшому отделу в своем подразделении называть себя Opportunity Discovery Department, ODD (Отдел изыскания возможностей). Тогда группа экспертов поставила перед собой задачу в корне изменить образ мыслей в гигантской компании. В 1995 г. работники отдела установили рекламные щиты, на которых было написано: "Что произойдет, если услуги дальней связи станут бесплатными?". В то время этот вопрос не был принят к рассмотрению, потому что его сочли странным и не уместным. Но пять лет спустя доходы от услуг дальней связи снижаться так быстро, что компании пришлось по бросовой цене продать подразделение, оказывающее услуги международной связи.

Не имея возможности использовать результаты работы департамента футурологии[1], предлагаю свою историю о будущем Телекома.

Без машины времени.

Задумавшись, Яна вернулась в офис и не спеша подошла к рабочему столу. Щелчок пальцами и на гладкой поверхности стола слабым светом высветилась клавиатура. Рука сама потянулась в привычном направлении, и она положила ладонь на мерцающий мягким светом квадрат на столе. На экране побежала лунная дорожка. Не обращая внимания, она тихо бросила:

- Офис, почта.

Outlook показал ей состояние ящика: три сообщения без ответа. Она уже видела их на мобильнике, но среди них не было того, которого она ждала. Она надеялась, что за те пару минут, пока она поднималась в лифте и шла по коридору, ее приятные ожидания сбудутся.

Яна быстро продиктовала ответы, пробежала глазами по тексту и удовлетворенно приказала:

- Отправить.

Еще пара минут ожидания, и она решила сама первой начать разговор:

- Позвони Бородину.

На экране крупным планом появился номер и постепенно цифра за цифрой стал менять свою яркость[2]. На втором цикле послышалось:

- Привет, Яна.

Чтобы не мешать окружающим, девушка снова положила свою ладонь на выделенную светлым квадратом поверхность стола и ответила:

- Привет.

Теперь голос собеседника она слышала только одна.

Закончив разговор, она удовлетворенно откинулась на спинку стула, взяла в руку стилус и снова дала команду компьютеру:

- Дневник.

Главный вопрос о главном.

Может эта картинка описанием будущего? А почему бы и нет?

Передача звука от воспроизводящего устройства по телу человека? Да, Sony активно занимается этим.

Сможет ли империя Гейтса удержать свое лидерство? Останется ли Microsoft Office одним из главных помощников человека? В общем, вопрос не в этом. В любом случае будет программа, понимающая не только односложные голосовые команды на любом языке, но и речь, превращая ее в обычный текст.

Разве кто-то сомневается в том, что обычные стационарные телефоны исчезнут со стола и его функции возьмет на себя компьютер или иной девайс, подключенный к внешним сетям? И с этим вряд ли кто-то будет спорить.

Лично мне интересно другое. А кто предоставит Яне услуги связи?

Вот на этом вопросе остановимся поподробнее и попробуем понять, каким будет Телеком через лет так пятнадцать?[3]

Вектор движения Телекома

Давайте посмотрим на то, какие нынче в отрасли существуют основные тенденции.

Сегодня еще не во все дома заведена оптика и не везде еще стоят базовые станции радиодоступа. Но такая задача уже никого из крупных операторов не смущает. Значит, каждый из нас в крупных городах в обозримые год-два будет иметь доступ к глобальным сетям. В сельской местности очередной национальный проект не оставит белых мест на карте.

Уже в настоящее время мы видим постепенное объединение сотовых операторов и операторов фиксированной связи. Пока формально, но процесс уже затронул крупнейшие частные АФК России (Альфа, Система) и некоторые региональные компании (УСИ, Мотив&ЕАМ). Но через лет пять внутренняя конкуренция в объединенных компаниях с едиными акционерами практически исчезнет. Подобные услуги от сотовиков и фиксированных операторов, которые до сих пор предлагаются одним и тем же клиентам за разные деньги, будут заменены на единые. И даже касса, куда мы будем оплачивать услуги связи, в конечном итоге будет одна.

Вы не успеете состариться, как транспортные операторы как класс исчезнут.

А что будет завтра? Чуть-чуть усилий – и вот уже на рынке страны всего три-четыре основных игрока, под контролем которых будет и транспорт и услуги доступа к самым разнообразным сетям,  обеспечивающие возможность общения.

Победа? Для основных акционеров этих операторов – да, если считать, что мир вокруг не меняется.

А может Поражение?

В будущем основную угрозу для бизнеса акул Телекома будут представлять отнюдь не прямые конкуренты:

  • Разве обеспечение доступа к Интернету будет конкурентным преимуществом? Это уже несколько лет уже не актуально[4].
  • Может кто-то надеется, что сохраниться ценовая дифференциация по  звонкам в разные направления? Задачка с одним неизвестным: Как будут меняться тарифы, если минута разговора из Екатеринбурга в северные районы области стоят дороже звонка в Москву, а звонок в Москву сегодня дороже звонка в Нью-Йорк, при этом минута разговора абонента из США с любой точкой России еще дешевле и никаких зон – вся Россия за полбакса! Такие диспропорции не могут существовать вечно. Это как разность давления в соединяющихся сосудах – все равно выровняется.

Проницательный читатель скажет, автор смешал VoIP с традиционной телефонией. И будет прав. Но разве через десять лет кто-то вспомнит о TDM’ких сетях? Разве только мы будущие пенсионеры Телекома и любители оригинального техноантиквариата.

Но если стоимость интернетовского трафика для Яны будет нулевой (или около этого), а звонок в любую точку мира будет стоить одинаково дешево, то на чем будут зарабатывать операторы?

А кто сказал, что услуги по соединению и доступу в сеть будут оказывать операторы Телекома? Так кому же будет платить Яна и за что?

В то время как главные российские операторы стараются наращивать свои материальные активы, выстраивая их в рамках закона о Связи, отстаивая свои интересы в процессе приватизации Связьинвеста,  кто-то уже стараться дать их клиентам, т.е. нам с вами, именно то, что нам нужно. Может кому-то и нужен доступ к информации, а большинству нужна сама информация. Может кого-то и радует возможность сделать "звонок другу" меняя симки, аппараты, коммуникаторы, но уже многих напрягает такое многообразие и хочется простоты – "в одно касание" и без 25 мегапиксельной камеры в придачу.

Кто они эти тайные знатоки наших чаяний и передовики капиталистического труда?

Это парни из компаний, работающие на стыке двух индустрий – медиа и IT. Это парни из Microsoft или Гуглеры, порознь или вместе, разрабатывающие новые сервисы и необходимое для него программное обеспечение и компьютерное оборудование.

А наши компании, так славно поддерживающие высокие темпы роста, благодаря чему связь остаётся одним из наиболее динамично развивающихся несырьевых секторов экономики России? Сегодняшние операторы, к сожалению, заняты унитарными задачами, а значит, не дают возможность работать талантам над решением сложных проблем, способных изменить жизнь миллионов людей. А стало быть, эти компании будут играть в будущем в лучшем случае роль обслуживающих бизнесов, по сути, будут вассалами тех, у кого сегодня растут объемы финансирования собственных лабораторий идей.

Спросите у публичных наших операторов (можно и у закрытых), на какие долгосрочные перспективы они ориентированы? Посмотрите на их пресс-релизы, посвященные квартальным отчетам, и вы увидите за победными регалиями, как они жертвуют долгосрочными возможностями в пользу рыночных ожиданий.

Тогда становится более понятным и ответ на вопрос кому мы будем платить деньги за трафик через лет пятнадцать.

Думаю, что и собственно платить Яна будет не за трафик даже, а за клики или фиксированную плату за доступ к медиа-ресурсам.

p.s.

Несколько мнений по теме дискуссии. Одни появились до моей истории о будущем Телекома, другие уже после.

На сайте executive.ru есть статья Сергея Бершева, опубликованная еще в 2003 году. Само по себе интересно сравнить его взгляд четырехлетней давности на эффективную стратегию развития телекоммуникационных компаний с существующими тенденциями. Но в рамках исследуемого вопроса мое внимание привлек высказанный им тезис, что

рано или поздно, но, как мне кажется, неизбежно, компании-операторы будут разделены согласно двум независимым составляющим бизнес-процесса, выделенные в отдельные компании. Первая (технологическая) будет заниматься только модификацией, развитием и эксплуатацией сети связи. Вторая (коммерческая) будет закупать трафик у первой оптом и перепродавать его на рынке.

В конечном итоге, это приведет к тому, что править миром будут коммерческие, а не технологические компании. А на чем будут зарабатывать коммерческие компании?

Самый простой и поверхностный анализ сегодняшнего развития операторов связи, а также их инфраструктуры показывает, что пришло время задуматься над увеличением объемов дополнительных услуг, оказываемых конечному пользователю. Причиной выступает стремительное снижение такого ключевого показателя доходности, как ARPU за голосовой трафик.

Трафик сам по себе перестанет быть предметом торговли. Коммерчески успешной бизнес-моделью будущего оператора/виртуального оператора, будет подобна проектам:

  • финского оператора Blyk, который предоставляет молодежи бесплатную связь и возмещает расходы с помощью принудительной рекламы;
  • eBay, который рассматривает телефонию как средство, позволяющее продавцу обсудить товар с покупателем, а также как средство рекламы новых аукционных лотов. Именно поэтому eBay купила компанию Skype;
  • ведущих европейских операторов – Telecom Italia, British Telecom и France Telecom. В частности, они внедряют на своих сетях так называемую новую концепцию triple play, в соответствии с которой телефония, доступ в Интернет и телевидение входят в группу базовых услуг, тарифы на которые устанавливаются минимальные.

А как обстоят дела в России? В анонсе IV Ежегодной Конференции "Интеллектуальные услуги в телефонных сетях. Рынок VAS. Технологии и бизнес" мною так же обнаружено много совпадений с изложенными в посте выводами.

Насыщение абонентской базы заставляет операторов искать новые бизнес-модели, существенно отличающиеся от привычных услуг связи. Таким образом, абонентская база становится главным активом оператора…

… Аналитические исследования рынка говорят о серьезных перспективах роста сегмента неголосовых услуг. Вместе с тем, "голос" по-прежнему остается единственной общей услугой для всех сетей связи. Кроме того, голосовые услуги характеризуются максимальной простотой использования. Благодаря этому они имеют максимально широкий охват клиентской базы, результатом чего явился их серьезный рост в 2006 г и отличные перспективы в будущем. Всеобщее внимание привлекают новые услуги с большим потенциалом, такие как мобильное видео, FMC, LBS, ASR/TTS…

При внимательном просмотре докладов третьей конференции мое внимание привлекла презентация "Рынок связи: бизнес-модели и предпосылки роста", с ключевыми для темы тезисами:

·         трафик дешевеет, ARPU падает, абонентская база становится массовой;

·         бизнес-модель торговли трафиком устаревает. новая бизнес-модель – аналог бизнес в СМИ;

·         на массовой аудитории можно зарабатывать даже при бесплатном трафике!

Наконец, интересное продолжение поднятой темы я позднее нашел в интервью с отцом "аськи"  Яир Голдфингером[5]:

Можно долго тренировать воображение, пытаясь представить себе будущие возможности Интернета. Гибрид сотового телефона, компьютера и телевизора станет для каждого пользователя собственным окном в этот пока фантастический мир. Тем же, кто отвечает за пейзаж в этом окне, придется нелегко.

Существованию популярной концепции Web 2.0 угрожают неизбежные войны между провайдерами и медийными компаниями. Когда-то провайдеры получали очень хорошую прибыль благодаря уникальности своих услуг, но чем дальше, тем быстрее снижаются их доходы. Все сливки от растущей популярности Интернета собирают производители контента, и это жутко раздражает провайдеров.

Какие-то медийные компании поддадутся их давлению и станут делать отчисления провайдерам, так же как сейчас телеканалы платят за распространение телесигнала операторам связи. Взамен провайдеры обеспечат своим пользователям более высокую скорость соединения с ресурсами этих компаний и ограничат доступ к продукции конкурентов. Так называемый принцип нейтральности сетей быстро уйдет в прошлое.

Вынужденные союзы провайдеров и медийных компаний не ограничатся кратковременными соглашениями, рано или поздно они предпочтут объединиться в огромные холдинги, которые будут владеть каналами связи и наполнять их контентом.

Консолидация и конкуренция не оставят ни одного шанса локальным интернет-компаниям, которые сейчас популярны не меньше глобальных игроков. "Это вовсе не означает, что у российского "Яндекса" или китайского Baidu нет будущего, – сразу оговаривается Голдфингер. – Вполне вероятно, что какая-то из этих компаний сможет поспорить в праве на господство в Паутине с той же Google. Но в любом случае национальные закрытые рынки в Интернете исчезнут".

Приятно осознавать, что наши мнения созвучны[6].



[1] В российских компаниях иметь такие подразделения "не модно".

[2] Буквально через полгода после первой публикации поста СМИ обошла следующая новость:

Microsoft понадобилось шесть лет, чтобы разработать и выпустить компьютер нового поколения. Он оснащен 30-дюймовым горизонтальным экраном и способен воспринимать внешнюю информацию напрямую, без помощи проводов и дополнительных устройств.

Microsoft представила компьютер под названием Surface. Он представляет собой горизонтальную панель, напоминающую стол, и полностью с сенсорным управлением. Изначально она была разработана для гостиниц и казино: например, клиент может узнать об особенностях и происхождении заказанного им вина, просто поставив бокал со штрихкодом на панель. Не отходя от стола-компьютера, можно заказывать билеты на концерты, просматривать фотографии, играть в компьютерные игры.

Microsoft создавала этот компьютер шесть лет. Именно столько времени понадобилось Биллу Гейтсу, чтобы создать вид компьютера, использующий новаторские голосовой ввод и визуальные сенсоры. В Surface встроены 30-дюймовый экран нового поколения, пять камер, Wi-Fi и беспроводная связь Bluetooth. Камеры компьютера позволяют переводить движения рук пользователя в команды. Например, таким образом можно выбирать цвета и рисовать на экране пальцами или кистью. В компьютер можно закачивать фотографии с цифровой камеры или телефона, просто положив их на Surface. Движением руки над поверхностью можно, например, уменьшать и увеличивать изображение или переписывать его на жесткий диск, как будто передвигаешь обычные фотографии по простому столу.

Последний инновационный бум на компьютерном рынке ознаменовался созданием плоских настольных мониторов и ноутбуков. Затем появился iPod производства Apple Computer. В целом, совершенствовался не только стиль, но и способы управления компьютером — появилась возможность вводить данные с голоса, стилусом и совершать операции прямо на экране.

[3] Версия прогноза развития отрасли в целом к 2010 году приведен на сайте Павла Нагибина.

[4] Вот пара примеров, подтверждающее сказанное:

1.       Правительство Индии после разговора с двумя индийскими телефонными компаниями (обе государственные) обещает бесплатные два мегабита каждому индусу к 2009 г. Телефонные компании согласились откладывать 5% своих доходов в специальный фонд, финансы из которого потом уйдут им же, но в результате тендера.

2.       В ряде городов США активно строятся городские сети Wi-Fi. Во многих городах планируется, что услуги доступа в Интернет по сети Wi-Fi будут для их жителей бесплатными, а доход компания-генподрядчик будет получать от размещения рекламы и оказания платных услуг.

[5] Ксения Болецкая. "Россия 2025: Начало Сети". SmartMoney. 9 (50) 12 марта 2007.

[6] Мое отношение к будущему созвучно с мнением Уинстоном Черчилля, который говорил:

Хороший политик должен предсказать, что случиться через неделю, год, десятилетие, – а потом убедительно объяснить, почему этого не сучилось.

Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments