Уже много лет мировая тенденция в проектировании — использование компьютерных программ и технологии 3D, которая позволяет практически полностью исключить ошибки в работе, улучшить качество и сократить сроки проектирования. В частности, НИАЭП проектирует энергоблоки Ростовской АЭС с использованием ПО SmartPlant Enterprise от Intergraph PP&M (компании успешно сотрудничают с 2002 года). При строительстве российских атомных станций уже используется и формат 4D, где все операции описаны как в пространстве, так и во времени (об этой технологии мы писали в материале про монтаж «ловушки» на ЛАЭС-2.) Но 6D-проектирование — это еще более перспективная технология. Она подразумевает, что, помимо 3D-проектирования, в проекте будет реализовано управление поставками оборудования, персоналом и сроками строительства типового энергоблока. То есть к трем физическим измерениям добавятся еще три: время — в виде календарно-сетевого планирования сооружения блока; оборудование — как информация о конфигурации, комплектации и поставке необходимых материалов и агрегатов; ресурсы — трудовые, технические финансовые и иные.
6D-проектирование состоит из нескольких этапов. Первый шаг — это построение 3D-модели объекта, в которой содержится почти вся номенклатура 6D-проекта. Уже из 3D-модели можно получить почти все необходимые показатели для создания 6D-модели, такие как физические объемы оборудования, трубопроводов, количество сварочных швов.
Следующим шагом является автоматизированное построение графика, определяющего очередность монтажа модели и сроки монтажно-строительных работ, то есть длительность монтажа оборудования, а также трубопроводов и вентиляционного оборудования, по данным, полученным из 3D-модели. Из модуля согласования проекта выводится спецификация оборудования, трубопроводов с указанием необходимых параметров, спецификация сварочных стыков на каждом участке проектируемой системы.
Также 6D-модель включает в себя данные по количеству человеческих ресурсов с указанием их специализации и подрядчиков, что позволяет оптимизировать строительство по количеству трудовых ресурсов. То есть улучшается процесс монтажа оборудования.
«Современный сложный инжиниринг в любой отрасли сегодня невозможен без модели 6D. В настоящее время в технологии проектирования нет стандартного программного продукта для 6D-проектирования, — сказал директор НИАЭП Валерий Лимаренко 9 февраля на встрече с президентом Intergraph PP&M. — Наша совместная задача с Интерграфом состоит в том, чтобы ее cоздать».
Президент Intergraph Process, Power & Marine Герхард Саллингер, в свою очередь, заметил: «Наше стратегическое партнерство с ОАО НИАЭП принесет пользу обеим компаниям и отрасли в целом, с помощью новой технологии, которая позволит сократить сроки выполнения проектов и уменьшить их стоимость. Также это увеличит наш вклад в развитие атомной отрасли и наших заказчиков в России».
Кстати, впервые проект по разработке документации в формате 6D был представлен общественности на Международном научно-промышленном форуме «Ярмарка атомного машиностроения» в 2009 году. Вот что тогда говорил о нем первый заместитель директора, главный инженер Нижегородского «Атомэнергопроекта» Юрий Иванов:
«К примеру, технология 6D позволяет рассчитать возможность выполнения совмещенных работ. На примере 6D-модели пилотного помещения 3-го блока Ростовской АЭС, выполненной „НИАЭП“, это позволяет сократить процесс выполнения работ с 16 до 14 месяцев. За счет оптимизации трудовых ресурсов этот срок удается сократить до 9 месяцев. Таким образом, главным итогом создания 6D-модели является сокращение сроков работ, а также оформление комплексного Проекта производства работ (ППР) и планирование работ и выдача заданий для субподрядчиков. Комплексный ППР определяет связь 3D-модели и оптимизированного графика монтажа оборудования в пределах выбранного помещения».
Ожидается, что использование ПО с применением новой технологии позволит сократить сроки выполнения проектов и уменьшить их стоимость. Таким образом НИАЭП планирует повысить свою конкурентоспособность и укрепить лидерские позиции на мировом рынке. Более того, весь рынок инжиниринговых компаний — как в России, так и за рубежом — получит более совершенное средство, разработанное с использованием «атомного опыта». Таким образом, атомная отрасль снова выступит локомотивом для других, как она сейчас выступает локомотивом для энергетического машиностроения за счет заказа дорогостоящего оборудования на стройки АЭС в России и за рубежом.
Community Info