Лев_Евгеньевич (lev_evgenevi4) wrote in i_future,
Лев_Евгеньевич
lev_evgenevi4
i_future

Будущее и прошлое: новая "экология по-пионерски"

Я сам писал уже не раз, что одно из главных заблуждение прожектера и футуролога - вера в то, что "возврат возможен". Действительно, в прошлом хватает примеров изящных и эффективных решений, по тем или иным причинам незаслуженно проигнорированным, и соблазнительно пустить их в ход. Но - вокруг иные условия, потому и решения, даже воспроизводя в основе нечто старое - будут новыми. Вот пример.

Проблема: в настоящее время весьма актуальна задача формирования культуры экологичного хозяйствования, рачительного отношения к ресурсам, переработки отходов. Вовлечены в эту проблему оказываются, с одной стороны, бизнесмены, которые занимаются этой самой переработкой вторсырья, но испытывают его нехватку, так как система сбора такового не развита (кроме "сверхдоходного" металлолома), с другой - экологические общественные организации и образовательные учреждения, которые должны заниматься насаждением описанной выше культуры.

Решение из прошлого: пионеры в школах на добровольно-принудительной основе собирают макулатуру (возьмем для примера именно макулатуру). Именно его в чистом виде кое-кто предлагает возродить.

Однако в современных условиях добровольно-принудительный подход неприемлем, техническое решение "сбор по квартирам летучим отрядом пионеров" неэффективен, а мотивация "борьбой за вымпелы" - смехотворна. На основании этих недостатков, в свою очередь, оппоненты "радетелей за прошлое" называют схему однозначно-неприемлемой.

Однако "решение из дополненного прошлого" - сочетая в себе современные реалии и сильные стороны старого подхода - могло бы быть оптимальным и весьма реалистичным:

1. Школы - это разветвленная сеть, то есть по-сути, если они станут "точками сбора" - они могут заменить весьма дорогостоящую сеть специальных сборных пунктов. Места же для этого (если собранное вывозить на переработку не реже раза в неделю) много не надо. 

2. В качестве "моральной" мотивации к сбору, и обоснования его необходимости - донесение тех самых экологических идей. Здесь могут принять участие и экоорганизации. В качестве соревновательной меры - вполне реалистичный подсчет сэкономленных таким образом ресурсов, на его основе - мощное моральное поощрение (в том числе, одно из самых эффективных (и дешевых) сейчас - сетевое и в СМИ), и некоторое материальное (например, книги - как пример того, что можно произвести из той смой переработанной бумаги).

2. Сами школьники (то есть их семьи и семьи друзей) - уже мощнейший источник макулатуры (одного рекламного спама в почтовые ящики сыплется до килограмма в месяц). Добиваясь, с одной стороны, своих целей - школьники могут доносить идеи экологичного хозяйствования до родных и близких.

4. Наконец, ни для кого не секрет, что поколение современных школьников очень сильно представлено в сети интернет. Именно через местные сообщества в интернете соревнующиеся команды "сборщиков" могут эффективно распространять информацию о самих пунктах сбора  в школах (для уже мотивированных жителей), опять же - распространять "эко-идеи", наконец - пеарить свои команды, чтобы люди передавали ненужную бумагу именно в их "фонд" (навыки представления себя в сети, тоже в жизни пригодится).

5. Наконец, опять же пользуясь школами как разветвленной и территориально равномерной сетью - мотивировать малые предприятия опять-таки на сдачу макулатуры именно в них (за обычные деньги, это должна организовать фирма - переработчик, и тот, кто организует программу в конкретной школе) - дабы экономить время и средства на перевозке в дальние и немногочисленные приемные пункты.

При дальнейшем размышлении список можно дополнить пунктами.

А какие другие "старые" идеи, при должном осмыслении, могли бы прижиться на современной почве? Что еще футурологу зачерпнуть из недалекого/далекого прошлого?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments