lecanardlilas (lecanardlilas) wrote in i_future,
lecanardlilas
lecanardlilas
i_future

Выбор Слова



Интересное вышло размышление на страницах нашего Клуба:

Мы, наверное, не ошибемся, если предположим, что одной из главных тенденций ближайшего будущего станет выбор между словом и изображением. Способность видеть присуща сколь-нибудь высоко организованным животным. Это – первая сигнальная система, отображение окружающего мира. А восприятие слова, осознание того, что за набором звуков или значков, стоит некий символ – это уже вторая сигнальная система. Первая – конкретна, вторая – абстрактна. Язык жестов (если откинуть, скажем, болгар, выражающих согласие-несогласие с точностью до наоборот) понятен по всей планете, и, кажется, даже высшими обезьянами, но позволяет выражать лишь простейшие понятия, вроде желания пожрать. (Превратив жест в код можно передать и более сложную информацию, но вот с восприятием ее будут проблемы – проверьте, насколько регулировщик, заменивший сломанный светофор, понятен не только пешеходам, но и заметной части водителей…) Космологической уравнение Эйнштейна немногими закорючками описывает геометрию Вселенной, но для его восприятия нужен тезаурус, начальный запас знаний, в виде физико-математических знаний, выработанных европейской цивилизацией к началу ХХ века. (Как с восприятием этого уравнения – пусть судят профессора теорфизики…)


Вторая сигнальная позволяет передавать гигантские объемы сведений при ограниченной пропускной способности каналов связи. Ошибется тот, кто считает, что средневековые схоласты мыслили проще нас – а ведь их труды переписывались вручную на дорогостоящем пергаменте, ехали завернутыми в промасленную ткань во вьюках мулов, испытывали помехи в виде рыцарей-грабителей, ливней и оползней. Но каждая новая работа воспринималась по всем концам тогдашнего мира – от Коимбры до Кракова. Ведь тезаурус-то был у ученых общий, выработанный годами протирания штанов в одних и тех же аудиториях.


Ну а визуальные образы были, зато, доступны и ребенку, и неграмотному пейзанину. «Писанием простецов», вязью фигур патриархов, мучеников и невиданных зверей украшались и и приземистые романские, и стрельчатые готические храмы. Огромный объем вдохновенного труда, не только из-под палки или из-за куска хлеба. Лишь сегодня, в эпоху цифровых технологий можно его как-то свести воедино, упорядочить и осознать – как континуум, от громад Кельнского собора до придорожного распятия где-то на горных тропках Бескид.

Разницу между символом и тем, что адресуется к первой сигнальной системой, осознавали и куда раньше. Вот как эпикуреец Дорион из философской повести Анатоля Франса «Таис» сожалел о состоянии сценического искусства в позднеримскую эпоху:

«Бывало, искусные актеры в масках декламировали стихи Еврипида и Менандра, – говорил он. – А теперь драмы уже не читают, а представляют их, и от дивных зрелищ, которыми в Афинах гордился сам Дионис, осталось лишь то, что понятно любому варвару, даже скифу: движение и жест.»

Кстати, забавно, что Франс, очень сведущий автор, в своей исторической реконструкции выделил то, как символу служили технические средства – «Маска с металлическими пластинками, придававшими голосу больше силы, котурны, которые увеличивали рост актеров, приравнивая их к богам, трагическое величие и напев дивных стихов – все это в прошлом. Мимы без масок да плясуньи заменили Павлов и Росциев.»

Ну а мы живем в эпоху, когда цифровая технология, сбив до бесконечно малых величин стоимость хранения и передачи информации по высокоскоростным каналам, создала возможность массовой работы с данными, ориентированными на первую сигнальную систему. Повальное обвешивание молодежи MP3 плейерами, фильмы в цифровых форматах, от MPEG4 до BD. Грядущее пришествие стереоскопического видеоконтента… Причем все это становится все более и более «реальным». Нет, не по содержанию, а по форме. Ну, «Прибытию поезда» поражались – как и ребенок был заворожен прыгающими на полях при перелистывании книжки фигурками. Но кино, – скажем «Гамлет» со Смоктуновским в главной роли, – несло на себе родовые черты высокого театрального символизма. Высококрасочные взрывы в боевиках, дегенеративные кривляния в семейных комедиях, и копуляционные движения в подцензурном жанре весьма наглядны…

Так вот – у человека, особенно молодого, в ближайшем будущем неизбежен выбор. Что ему больше по вкусу – изображение или символ, картинка или слово. Выбрать картинку намного проще. Ее подсовывают с детства родители, чтобы не тратить время на общение с детьми. Ей склонны пользоваться педагоги, часто забывая вовремя заменить ее символом, жертвуя качеством и уровнем образования в пользу его всеобщности и доступности. Наконец, на Образе стоят мегабизнесы маркетологов и рекламщиков – именно изображение заманивает людей в «потребительские сообщества», делает их «лояльными потребителями». Очень удобный выбор – всегда есть о чем поговорить с соседом…

Но вот современные технологии – они то плод абстрактного мышления. Того, что развивалось от схоластов Средневековья, до ученых ХХ века. И развивать их могут только те, кто выбрал Слово. Сбыт нуждается в стадах ориентированных на Образ потребителей. Но что бы удержаться на рынке (которому экстенсивно расти некуда – только в новизну) нужны ориентированные на Слово творцы. И даже рекламщик, пастырь стад потребителей, должен быть человеком Символа. «Не спрашивайте, что страна делает для вас, спросите, что вы можете сделать для своей страны» – шедевр пиара. Поверьте, кто склонен верить в такую чушь, патетически изрекаемую бутлегерским сынком, сам заказчику текст подобного уровня не выдаст – ни за какие деньги… Так что выбор за каждым – технологии то, благодаря компактности слов, делают доступными каждому чуть ли не все богатство человеческой мысли – дело в личном выборе!

(С)Написало Мev

Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments