зебра. (liquid_zebra) wrote in i_future,
зебра.
liquid_zebra
i_future

Purity bites для конкурса Твори%созидай

 Всем привет.

Меня зовут Лёша. С 5 лет я программирую. В детстве я писал игры, потому что мне казалось, что это искусство( дети предпочитают диссонанс консонансу ). С 12 лет я делаю музыку на компьютере. Сейчас мне 22.

Это важный момент: я осознанно делаю её на компьютере и ни на чём другом. В этом есть определённый смысл помимо демократичности всего, что связано с компьютерами(о том, что делать прекрасные в плане качества вещи всё легче и всё дешевле скучно говорить; это все видят). Я использую компьютер, потому что люблю будущее. И для меня достаточно очевидны некоторые не очень очевидные вещи касаемо того, как меняется музыка (в самом широком смысле слова), пока мы начиняем её новыми технологиями.

Приглашаю фантазёров и скептиков под кат.

Прочим же, возможно, всё ещё будет интересно послушать вещь, которую я написал специально для этого конкурса. Эта короткая электронная пьеса посвящена А.Н. Скрябину - композитору и пианисту.





Purity bites "Perola Barroca 1"


mp3 320 kbps





Музыка когда-то началась с голоса. Именно с него, и не раньше, чем у обезьяны появились мысли, которые она могла проговаривать про себя. Дело в том, что в какой-то момент речь человека обогатилась интонацией, и именно она - первооснова музыки. Мне не доводилось читать о том, как развивался этот механизм, но его пользе можно говорить много: интонация речи архитипчна(примерно одинакова у всех народов мира) и мы что-то понимаем из речи человека, даже когда не знаем языка. Или когда не разбираем слов. Развившаяся взаимосвязь между мыслью или речью и сопутствующей ей интонацией легла, впоследствии, в основу музыкальной теории. Но когда-то произошло нечто более интересное: был человек, который нашёл красивым рассказывать что-то очень протяжно и очень выразительно. Пронзительный и духовный момент, когда впервые появилось пение.

Это было прекрасно и когда кто-то догадался, что неживые вещи способны петь, если их научить. Они были найдены и обучены. Пианино или гитара стала тихо поддакивающим собеседником голоса или под диктовку пальцев рассказывала самостоятельно что-то такое, к чему могут приложиться мысли слушателя. Ну да, сейчас у нас есть тысячи инструментов на выбор. И почему-то всё равно нередко встречается мнение, что всё главное в музыке уже сделано. Иногда - недавно(после битлз/пинк флойд/нирваны уже ничего нового не сделаешь, и тд и тп), иногда - давно(Баха не перепрыгнешь, он 200 лет назад всё придумал и тд и тп). Но это, конечно, совершеннейшая чушь.

Музыка - спутник мыслей. Она всегда будет меняться, пока мысли меняются. А они меняются со сменой поколений, и очень сильно. В сущности, их непостоянство так сильно, что по большинству музыкальных композиций можно догадаться, в какую эпоху они были сделаны. Каждый хочет, чтобы его поняли? В каждой композиции стоит штамп мышления автора и адресатов. Иногда - десятков адресатов. Строго говоря - целой эпохи, культуры адресатов. Для кого это сделано - всегда видно. И каждая новая эпоха требует чего-то нового от культуры. И каждый раз она что-то получает.

Сейчас, когда образование, благодаря Интернету, стало беспрецедентно доступно, всё больше страждущих может его получить. Не будем о том, сколько их, желающих: их много. Следствие из этого таково: при нынешнем приросте населения планеты и падении уровня детской смертности их, новых образованных людей, видимо, будет более, чем достаточно(если не случится что-то плохое, но не будем и об этом). Новым умным мыслям будет сподручная новая умная музыка (ну а примитивным мыслям - примитивная). И у нас обязательно будет ещё свой Бетховен. Его всего-навсего надо расслышать: когда скрипач с мировым именем Джошуа Белл сыграл для эксперимента концерт в метро в час пик, он заработал только 32 доллара. Когда люди не готовы слушать, они ничего не услышат, и это прекрасно: это значит, что музыка - более чем зависима от контекста, и в новом контексте всегда будет готова поменяться. Когда мы перестанем спешить, как не спешили аристократы эпохи Барокко, и научимся думать не торопясь - мы получим ещё одного Бетховена. А если сильно захотим, то и целое новое барокко.

Правда я с трудом себе представляю, что именно сейчас делал бы Людвиг. Но я кое что могу предположить о том, что происходит с музыкой прямо сейчас, когда ни Бетховена, ни Рахманинова, ни Цоя нет. И расскажу чуточку о том, что в связи с этим пытаюсь делать я.

Поиск новых голосов(тембров) для музыки с помощью компьютера - это что-то такое, чего никогда не было в истории музыки. Это не только простота в использовании старых-добрых звуков лютни, басухи, бубна и прочих. Это действительно что-то новое и это последние 15 лет называется "саунд-дизайн". Несмотря на колоссальные объёмы музыки, которая делается сейчас, простор в том, что можно при желании сделать из моей библиотеки сэмплов в 150 гигабайт - необозрим не то что мной, а вообще никем. Так как пресыщение старыми звуками - нормальный процесс, сейчас большинство вариаций с простейшей обработкой как всем знакомых живых звуков, так и синтезированных, стремительно исчерпывается. Большинство звукорежиссёрских приборов слабы или просто исчерпаны в креативном аспекте: они могут помочь создать в-основном то, что Леонид Фёдоров как-то называл "небывалыми звуками". Что-то нереалистичное. Спецэффекты. Спецэффекты - это когда заметно, что они - спецэффекты. В современной музыке они всё ещё играют большую роль (даже в массовой), ещё большую - в кино.

(Да-да, я говорю "спецэффекты", как будто это что-то плохое; в 90х появилась мода на фильмы "со спецэффектами" и это многим нравилось, а многим - нет. Эта эпоха безвозвратно ушла. Спецэффекты уходят со сцены, и прямо сейчас, в начале 10х годов 21 века, им на смену приходит настоящая виртуально существующая реальность во всей своей красе и со всей своей мощью. Что-то новое.)

Кое-что из того, на что способен упомянутый институт саунд-дизайна, достижимо только с помощью технологий ближайшего будущего, и культура уже сейчас требует этого. Это значительно интереснее, чем спецэффекты. Возможно, вы поймёте, почему я считаю это началом наиболее вероятного, важного и влиятельного витка развития музыки. Я считаю, что это плавно войдёт в культуру, а после - изменит её вообще, стирая грань между реальным и нереальным внутри контекста произведения. Это гибриды тембров и новый подход к пространству в звукорежиссуре.

Вы заметили, как я использовал это в вещи, которая опубликована в начале поста? Там есть несколько звуков, звучащих реалистично, но не похоже ни на что. Или, скорее, хрен знает на что похоже;). Это оно. Маленький кусочек новой реальности, которую я создал сообразно своим представлениям о ней. Возможно, вы не заметили ничего этакого - я всё-таки, как и все футуристы, только начал придумывать, каким это может быть, чтобы быть красивым и нужным(а не просто "экспериментальным"). Поверьте: это второй звонок перед спектаклем, на котором мы оказались. Пройдёмте в зал.

Что такое гибриды тембров? Первое, что приходит на ум в качестве примера - гибкий бас нейрофанкеров(например Spor), который, являясь синтезированным, нередко смахивает на басовый голос человека. Это только первые шаги к настоящему возвращению к началам музыки(посмотрите в начало этого рассказа, там о немного о том, чем музыка как таковая обязана голосу). Продолжение этих идей - творчество саунд-дизайнеров новой волны, например новой звезды лейбла Ninja Tune - Eskmo. Компьютер для них становится медиумом и начинает пытаться создавать натуральные звуки. Пока что - следующим образом: среднее между тем и этим. Вам кажется это слишком простым для переворота? Отнюдь. Среднее между барабаном и козлом - это необыкновенно. Это новый мир звуков, не примитивный, как компьютерные игрушки 90х годов, а впервые - правдоподобный. Натурализм важен как минимум потому, что его у нас пока нет, несмотря на то, что мы все ценим его. Все мы на уровне эмоций любим реальность больше, чем 011010100. Спрос на реализм есть, как в кино, так и в музыке: некоторые звуки так и хочется сделать совсем рядом, и мало кто понимает, насколько рядом они могут оказаться и какие чувства рождать благодаря этому. Это требует экспериментов в этой области поверх тысяч уже имеющихся(я могу привести интересные примеры таких экспериментов для сомневающихся - спрашивайте). И у меня есть чувство, что это понемногу становится спросом на реализм чего-то заведомо фантастического: я легко себе представляю, как волк поёт песню волчьим голосом и как это может быть красиво. Вам это, возможно, покажется глупостью? Если так, то, думается, вы представили, как волк поёт песню "Белая река" ДДТ. Дело просто в том, что не стоит присобачивать откровенное фантазёрство к имеющейся, устоявшейся музыке, в которой уже есть всё. Да и врядли это её изменит к лучшему. Лучше представьте себе, как вы отражаете новыми звуками и мелодиями новый образ мысли; вы получите совершенно новую музыку у себя в голове. Новый мир возможен, как и старый, но не они оба одновременно - увольте.

Этим летом вышел набор недешёвых средств обработки звука Flux Ircam Tools, который уже сейчас реализует эту концепцию на современном уровне мощностей процессоров. В состав входит процессор TRAX, способный поменять женский голос на мужской, старый на молодой и тд. ; а также Cross Synthesizer и Cross Filter - два инновационных прибора для создания гибридов тембров. Я немного использовал их в вещи, которую написал для этого конкурса(я об этом уже говорил). Но совсем немного: это очень сложно, ввиду их крайней инновационности. Предназначены они, кстати, для кино, но и в новаторской музыке точно пригодятся.

Касаемо пространства: звукорежиссура настоящего времени оперирует, в-основном, монофоническими(плоскими) звуками, которые не существуют в реальности. Мы к этому очень привыкли, и поэтому это - норма. Но это не единственно возможный вариант. Мы слышим подделку, и это не обязательно хорошо. Хочется больше реализма хотя бы для того, чтобы потому сделать меньше реализма, уже по желанию(это мы всегда успеем). В кино и музыке всегда что-то должно звучать дальше, что-то ближе, а что-то - двигаться. И это будет так и на этот раз. Только на этот раз - впервые по-настоящему. Для этого в Ircam Tools входит SPAT, который предназначен для создания сверхреалистичных звуковых решений для кино, в том числе в 5.1 . Грубо говоря, это нормально функционирующее виртуальное звуковое пространство. В котором звуки можно двигать, в нём есть тяжёлый воздух. В нём может быть даже ветер. Отличная и совершенно новая штука. Я использовал его в вещи, которая представлена здесь, чтобы разместить некоторые звуки чуть поодаль; это первый блин, но я с уверенностью могу сказать, что такого эффекта ничем другим не достигнешь: повторюсь, теория звукорежиссуры настоящего времени не содержит в себе никаких приёмов использования этого прибора. Просто потому, что его вообще не было до самого недавнего времени. Расслышите ли вы это? Обратите внимание на пространство в этой вещи. Оно необычно. Не утверждаю, что мне удалось проиллюстрировать прелесть технологии. Скорее - кому-то это покажется симпатичным на слух(надеюсь).

Да-да, симпатичным. Хотя мне иногда и страшно становится: с помощью TRAX я синтезировал иногда такие вещи, которые пугали своим реализмом и странностью. Это что-то сродни Uncanny valley, возможно, а возможно и нет. Но сама суть появления гибридов звуков заставляет меня содрогнуться и затаить дыхание: что я чувствую, когда слышу нечто среднее между катающимся по деревянному столу шариком и ураганным ветром? Кажется, лишь больной шизофренией сможет помочь с ответом на этот вопрос:). И самое удивительное: если эти звуки не похожи ни на что, и при этом реальны, каков их истинный контекст и какова их родословная?

Я глубоко уверен, что мы должны прийти, в конце концов, общими усилиями к тому, чтобы музыку легко мог делать каждый и чтобы все упомянутые новые звуки происходили из его индивидуальных представлений о красивом, захватывающем и духовном. Правда для этого нужно избавить существующую технологию от наследия и многократно усовершенствовать, чтобы мысли почти что сами выливались в музыку. Именно об этом в тайне мечтает человечество: настоящее общение. Даже на таком глубочайшем уровне. Красота, что-то такое, чем можно бесконечно любоваться, новая, индивидуальная, наделённая духом личности автора и легко доступная каждому. Представьте, как мы сможем увидеть друг друга в таком будущем? Как программист, я на многое готов радио того, чтобы хотя бы самую малость помочь человечеству прийти к этому полноценно.

Ну и ещё чуть-чуть о технологиях: я использую Core i5-750, это достаточно быстро, чтобы иметь возможность для многих из 80(к примеру) звуковых дорожек в одной композиции создавать множество альтернативных решений. То есть у меня какой-нибудь, к примеру, бубен может звучать пятью принципиально разными способами, и я могу, при желании, как следует призадуматься, сравнивая их. Такое счастье в работе со звуком когда-то сложно было себе представить, теперь, наконец, всё это есть. Осталось только научиться не просто радоваться простоте(как делают очень и очень многие, к сожалению, хотя ни к чему особо хорошему это обычно не приводит), а использовать это для того, чтобы ещё точнее, ещё лучше делать музыку. Я учусь этому, и всех, кто это читает, прошу использовать новые технологии не для того, чтобы было легче, а для того, чтобы стало ещё лучше. Хотя часто одно и следует из другого.

Надеюсь, эта короткая статья вселила в вас уверенность в том, что самое интересное у нас ещё впереди: как в плане формы, так и в содержании. И самое главное - мы делаем это все своими умами и чувствами, выплёскиваем души. Даже сейчас. Всё ещё. И мы всё ещё стараемся работать над собой, чтобы сделать приближающуюся эпоху человечнее, чем когда-либо.

Искусство будущего бездонно прекрасно.

Огромное спасибо за внимание.
Tags: creators
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments