anamnesis33 (anamnesis33) wrote in i_future,
anamnesis33
anamnesis33
i_future

Будет ли разгадана тайна феномена дежа вю?

  
Западные ученые пытаются экспериментально исследовать дежа вю. Но вот недавно прочитал книгу, там другой подход, но на мой взгляд плодотворный. Со сути в книге отстаивается две главные идеи: дежа вю обусловлено особой структурой времени; вторая: дежа вю это некий когнитивный атавизм, то есть оно было свойственно сознанию наших далеких предков, а у нас проявляется редко и кратковременно. Автор доказывает эти положения философски. Но можно ли их доказать научно? Ведь не заглянешь же в прошлое созание доисторического человека? Или то что дежа вю происходит с современным человеком означает, что он в некотором смысле погружается в первобытность? Для начала, примечательное место из книги "Феномен "дежа вю"": " Что не свойственно человеческому сознанию в дежа вю? В первую очередь это два момента: во-первых, тождественное содержание прошлого и настоящего; во-вторых, известное содержание будущего и как следствие раздвоение будущего на определенное и неопределенное (будущее прошлого и будущее настоящего). Относительно первого момента следует предположить, что различение прошлого и настоящего вообще следует отнести человеческой рефлексии, в идеальном же типе второго сознания это означает, что прошлое от настоящего неотличимо. Это особенно явствует, если предположить, что дежа вю у этого неопределенного существа длится постоянно, оно всегда находится в дежа вю. Относительно же второго момента следует сказать, что разделение будущего на два, так же принадлежит человеческому сознанию, и в идеальном типе в дежа вю будущее есть одно. Тогда для второго сознания мы конституируем единый временной поток настоящего, прошлого и будущего, причем эти три временных экстаза в нем неразличимы. Это означает, что такое сознание знает будущее, но оно для него не будущее, а нечто такое же настоящее, как и прошлое. А раз так, то здесь не может быть субъекта. Это сознание едино с ситуацией, в которой оно находится, оно не может абстрагироваться от нее. Можно так же сказать, что это сознание не руководит собой, ибо себя-то у него как раз и нет. Оно существует в единстве с той действительностью, в которой находится, и импульсы, движения действительности есть его импульсы и движения."

Феномен дежа вю меня никогда особенно не интересовал, да и сейчас к нему отношусь без интереса, хотя иногда оно со мной случается. Но наткнулся в Википедии на статью про дежа вю и там была ссылка на книгу. Меня обычно интересует опыт других и методика самопознания Поэтому для меня основной интерес в книге Кургана представлял метод. А метод и есть основная изюминка этой книги. Потому что для меня без разницы что исследуется, главное чтобы была интересная продуктивная методика. И раз эта методика применена к определенному состоянию души, то с помощью нее могут быть пронализированы и другие состояния моего сознания. Так вот, что же там за методика. Сразу хочется отметить как положительный момент, что Курган не представляет какое-то определенное психологическое направление со своими тараканами. И действительно, почему бы с самого начала исследования не обратить внимания на само переживание, на то, как его описывают люди. Поэтому в книге много примеров дежа вю. После этого и у меня сложилось представление о дежа вю. Это дает так же почву и для собственных размышлений, и это лучше чем если бы в книге был голый анализ собственных переживаний. Так вот, после примеров идет скрупулезный анализ признаков дежа вю. И уже на этой стадии намечается ошибочность многих современных исследований дежа вю на западе, которые ныне на слуху. Автор справедливо замечает, что западная наука провозгласила эмпиризм как принцип, но в части феномена дежа вю она ему не следует, потому что не все признаки дежа вю принимаются во внимание. Так например, совершенно не учитывается, что при дежа вю вспоминается сон. Не учитываются и другие признаки, например, что дежа вю полностью повторяет наше состояние, а не только зрительные образы, не учитывается и то, что в дежа вю не только что-то вспоминается, но и видится будущее.
Следующее методологическое новшество этой книги, думаю, это не ново для психологической науки вообще, но в применении к дежа вю я такого не встречал: виды дежа вю делятся не по поверхностным признакам, а по структуре самого состояния дежа вю. Иными словами: в центре само состояние, а не те обстоятельства в каких оно приключается. Поэтому дежа вю делится на длительное и мгновенное и лишь затем на визуальное, слуховое и т.п. НУ и главная особенность методики это то, что дежа вю исследуется в аспекте его временного протекания, что оправдано, поскольку дежа вю целиком зависит от времени. Ведь если бы структура времени не допускала существования дежа вю, то никакого дежа вю не было бы возможно.
Лично для меня главным достижением книги стало то, что здесь впервые я увидел четкое доказательство того, что дежа вю приходит из сна. Здесь мне трудно воспроизвести это доказательство но суть в том, что сон имеет другую временную структуру, чем когда мы бодрствуем, именно поэтому возможно накладывание сна на реальность. При этом накладывание прошлой реальности на новую в дежа вю повлекло бы за собой раздвоение личности и разложение субъективности, поэтому именно сон как бы конструирует будущее, которое затем лишь проявляется в реальности.
Следует отметить, что временной анализ расширен в бумажной версии книги, которая была недавно издана, в интернете же даны только основные моменты.
Ну и наконец, еще одним важным моментом книги является то, что в ней совмещены не только психологический и философские аспекты, но и исторический. То есть дежа вю буквально исследовано со всех возможных аспектов, во всяком случае, я других аспектов придумать не могу. Дана история изучения дежа вю в науке, но главное дана возможность понять как дежа вю стало возможно исходя из исторических оснований данного явления. А происходит дежа вю оказывается из сознания наших далеких предков. Сознание древнего человека было так устроено, что допускало возможность длительного нахождения в дежа вю. Историческая методика в книге где-то соприкасается с герменевтикой, в чем-то по стилю похода на работы Фуко, Бергсона. А отличие от них к том, что сознание древнего человека как бы реконструируется и можно увидеть древнее сознание изнутри, а не только со стороны как мы привыкли видеть в исторических работах.
В общем можно сказать, что начал читать я книгу про дежа вю, а закончил ее обогащенный новыми методиками. Не знаю, но по-моему эта книга открывает новые возможности в исследовании сознания.
 Курган А. А. Феномен дежа вю. – СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2010. – 240 с.http://andrey-kurgan.livejournal.com


 
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments