Драгон, воинствующий дилетант (i_ddragon) wrote in i_future,
Драгон, воинствующий дилетант
i_ddragon
i_future

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Экономика индустриальная и экономика кибернетическая.

Переход к более высокоразвитой формации немыслим без смены производственной базы. Это подразумевает не просто увеличение производства вроде «в 2 раза больше заводов». В количественных показателях переход на новую производственную базу требует отказ от экстенсивного роста и иногда даже снижение количественных показателей ввиду того, что новая технология является ресурсосберегающей. Новая технология должна радикально отличаться от старой. Подобно тому как капитализм был основан не просто на увеличении количества ручных станков и посевных площадей, а заменой ручного производства на машинное. Точно так же и переход от индустриальной формации к следующей за ней должен сопровождаться сменой технологий.
За-индустриальная — кибернетическая экономика уже сейчас существует в мире opensource-софта. Смысл её заключается в том, что программы изготовляются добровольным коллективом разработчиков и затем бесплатно тиражируются среди потребителей. Такая логика производства кажется абсурдной с точки зрения капитализма. Так же, как бы рабовладельцу показалось бы абсурдным поведение капиталиста, который не принуждает кнутом работать рабочих и при этом держит их на работе по 8 часов, хотя мог бы и, скажем, по 15. Да и платят даже низкоквалифицированным рабочим всё же больше, чем рабам в рабовладельческом обществе. А рабочие сами почему-то приходят на работу, хотя никто их силой туда не гонит. В глазах не вникшего в дело рабовладельца капиталист выглядел бы просто жутко добрым хозяином, а рабочие — сами приходят на работу, потому что влюблены в своего босса. На самом деле — ничего подобного. Хотя, поведение энтузиастов-разработчиков и кажется целиком альтруистичным на первый взгляд, всё же оно имеет целью получение вполне конкретной выгоды — как и поведение капиталиста и рабочих в индустриальном обществе диктуется вовсе не альтруизмом.
Итак, прежде всего о бесплатном тиражировании. Если у меня есть кусок хлеба, то я не могу поделится им без ущерба для себя с другими. Я могу съесть его сам весь — и буду сытый. Могу поделить напополам с другом — тогда совсем сыты мы не будем, но, по крайней мере, не будем голодать. Разделить кусок хлеба же на большое количество человек не является возможным.
Другое дело — информация. Если я копирую у другого человека компьютерную программу, то она у него не исчезнет. Поделиться информацией — не значит обделить себя. Поэтому сам факт того, что opensource-разработчики разрешают скачивать свои программы бесплатно не говорит о каком-то великом альтруизме с их стороны.
Вообще, все блага можно разделить на две категории. Неразделяемые и разделяемые. Неразделяемые — это такие блага, что использование их одним потребителем уменьшает возможность использовать их остальными потребителями. В случае разделяемого блага использование этого блага одним потребителем не ущемляет возможности использовать его другими потребителями. Хлеб относится к неразделяемым благам, а информация — к разделяемым благам.
Однако, ограничится только таким анализом недостаточно, чтоб понять смысл opensource-движения. Бесплатное распространение программ совершается не просто потому, что это не ущербно, а потому что это выгодно. Прежде всего отметим, что многие серьёзные opensource-программы оборудованы средствами отправки bugreport — т.е. сообщений об ошибках. Чтоб создать работающую программу, недостаточно просто написать её. Нужно её протестировать. А самый лучший способ протестировать программу — это распространить её среди большого количества потребителей. Которые её самостоятельно, бесплатно и без всякого принуждения со стороны производителей протестируют. Потому что им эта программа так или иначе нужна. Более того, коль скоро программа нужна потребителям, они постараются поддержать процесс её улучшения — если это не потребует от них больших усилий. Тестирование программы в практических условиях — т.е. одновременно с использованием по назначению — и отправка bugreport'ов не требуют больших усилий. Конечно, такой способ производства на настоящий момент будет иметь недостатки — и имеет их. Например, многие opensource-программы не годны к применению на ответственных объектах. Многие — не значит все. Кампания QNX Software Systems не случайно открыла исходный код своей одноимённой операционной QNX, предназначенной для управления теми самыми ответственными объектами АСУ ТП.
Некоторые потребители идут дальше роли простых бета-тестеров. Например, коль скоро исходные коды программы являются доступными, то возможно со стороны конечного потребителя самостоятельно исправить ошибку. И даже внести новую возможность в программу. В результате чего потребитель превращается в очередного производителя и пополняет их ряды. И самое главное, пополняет не по принуждению и не за зарплату — а по причине того, что ему нужен сам продукт производства. Т.е. это означает, что в opensource-сообществах во-первых, отсутствует как внеэкономическое, так и экономическое принуждение. Во-вторых, в них отсутствует отчуждение от продукта производства — производитель производит то, что непосредственно интересует его и таким образом, каким он считает это нужным. Т.е. производит благо непосредственно для потребления. Для обозначения таких людей был введён термин «просьюмеры». Просюмер (producer + consumer = prosumer) это индивид, производящий в основном то, что сам и потребляет (а потребляющий то, что сам производит).
Остаётся последний вопрос — допустим, новый просьюмер смог усовершенствовать программу. Для чего ему непременно делится своим достижением с окружающими? Ведь утаив от других своё достижение, он сможет стать сильнее их. И в случае чего получить больший доступ к каким-то неразделяемым благам. Насчёт «непременно» - конечно, можно поспорить. У многих матсеров есть свои секреты, и мастера программирования здесь не исключения. Но всё же в большинстве случаев (где-то в 99 из 100 — процент взят как говорят «от балды», но суть дела отражает) гораздо выгоднее делится своими достижениями с другими. Во-первых, в мире информации практически все блага разделяемы. А во-вторых, делясь своими достижениями, ты поддерживаешь привычку делится своими достижениями среди других производителей. Если, например, имеется 1000 разработчиков, и каждый из них поделится бесплатно с остальными одним своим достижением, то это будет очень выгодно для каждого разработчика. В итоге, дав остальным 1 достижение, разработчик получает за него 999 других достижений. Очень выгодный обмен!
Следует отметить, что в роли разработчика — как мы ввели термин — просьюмера — может выступать не только конкретная личность, но и другой объект, например, фирма. Из этого видно, что вовсе не из филантропических побуждений, а из соображений выгоды IBM, Sun Microsystems, Red Hat и прочие поддерживают opensource-разработки и даже открывают исходники своих ранее проприетарных проектов. И QNX наверняка была открыта из тех же соображений. Opensource-сообщество оказывается в некоторых случаях выгоднее и эффективнее, чем штат работников. Производственные отношения в таких фирмах следует относить к смешанным — частично к индустриальным, частично к кибернетическим.
Однако, экономика на настоящий момент ещё не способна целиком перейти на те порядки, которые приняты в opensource-сообществах. Невозможно сменить производственные отношения, оставаясь при старых производственных силах. Большинство благ всё ещё производятся по-старинке. В отличии от компьютерной программы, где лишь создание первого экземпляра требует больших усилий, а остальные создаются чисто механически, в индустриальной экономике создание каждой единицы конкретного блага требует больших растрат. Поэтому, большинство благ сейчас являются неразделяемыми. И с ними невозможно организовать то же, что организованно в opensource-сообществах.
Эту ситуацию возможно изменить.
Научно-техническая революция ознаменовалась тем, что возросла роль науки в производстве. Т.е. на разработку проекта какого-либо нового товара стало тратится много усилий — проводятся длительные разработки, тестирования. А затем само производство экземпляров товара стало более автоматическим. Причём с течением времени он всё более автоматизируется. Т.е. тиражирование объекта — производство его экземпляров — является всё более автоматизированным. Это процесс в ближайшее время достигнет своего логического завершения — когда процесс создания копии вещи будет по уровню автоматизированности и простоты приближен к копированию программы. Тогда вещественные блага станут также разделяемыми.
3D-принтер — это машина, способная печатать вещи. Вот что о нём сообщается:












"Сцены из фантастических фильмов в скором будущем станут реальностью. Принтер, разработанный компанией Objet, может «печатать» 3D объекты - главное, сделать грамотный 3D макет.
Принтер Alaris30 использует патентованную разработку Objet Polyjet Inkjet чтобы создавать 3D объект слой за слоем, используя картридж со специальным фотополимером. Разрешение печати (хотя, тут больше подошло бы слово «литьё») 600х600х900 dpi, толщина слоя - 0.0004 мм (меньше тысячной доли миллиметра!) при допустимых размерах объекта до 300х250х150 мм.
Самое удивительное - девайс в состоянии напечатать даже предмет с движущимися частями (например, у «отпечатанной» машинки крутятся колёса). Принтер имеет размеры 87х86х104 см, а весит 83 кг. Естественно, рассчитан 3D принтер Objet Alaris, прежде всего, на крупные компании, занимающиеся инженерными разработками, дизайном или любым другим делом, требующим визуализации."

По-началу, принтер будет действительно доступен лишь богатым кампаниям. Но, как только он научится во-первых, печатать детали для себя, во-вторых, использовать более дешёвое вещество — тогда он быстро подешевеет и станет доступным широким массам.
Аналогичное устройство было недавно разработано кампанией Xerox — принтер, печатающий схемы. Его внедрение позволит помимо Free and open source software также открыть мир free and open source hardware.
Ещё одной вариацией на ту же тему является биопринтер — объект, способный создавать живых существ с заданными свойствами — пока что ещё не созданный.
Так как принтеры вещей печатают конкретную вещь по некторой программе, то после их внедрения производство будет совершаться следующим образом. Будет создаваться программа печатания некоторой вещи — а затем рассылаться потребителям. Они будут её автоматически воплощать в вещество. При этом любое вещественное благо станет если не разделяемым, то по крайней мере приблизится к разделяемым. Цена вещи будет составлять цену энергии для её печатания плюс цену материалов, необходимых для её печатания. Стоить килограммовый ноутбук будет максимум в два-три раза больше килограммовой пары обуви.
Возникает логичный вопрос — а как же оплата труда разработчиков? Они будут работать бесплатно? Что разработчики могут работать бесплатно и при этом иметь большую выгоду, я уже показал на примере opensource-сообщества. Вся та часть ныне существующей интеллектуальной собственности, которая действительно существует для поддержки разработчиков, существует лишь потому, что им приходится жить в индустриальном мире - мире неразделяемых благ. Еду по интернету не скачаешь. Но с внедрением биопринтеров это станет возможным.
Также интерес представляют разработки в области виртуальной реальности. Например, недавно были созданы осязаемые голограммы. Если эта технология будет развиваться дальше, то многие вещи могут быть заменены своими виртуальными аналогами и вообще не требовать вещества для воплощения.
Для перехода к кибернетический формации необходимым является во-первых, внедрение новых производственных сил, во-вторых, слом прежних производственных отношений — например, борьба против копирайта и софт-патентов. Если на настоящий момент полная отмена копирайта окажется невозможной, то следует минимально его урезать, например, сократить срок копирайта до 15 лет или разрешить хотя бы некоторые формы бесплатного некомерческого использования объектов интеллектуальной собствености.
Tags: копирайт, экономика
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments