Андрей Константинов (budilnik) wrote in i_future,
Андрей Константинов
budilnik
i_future

iGeneration



Поколение i
Мы без особой надежды собираемся заняться модернизацией, а тем временем информационные технологии вовсю модернизируют нас, сформировав новое поколение. Для наших детей инновации - дело само собой разумеющееся, они все время на связи и того же ожидают от нас.

В этом году мой сын пойдет в школу. Придется подарить ему мобильник – не отпускать же его туда без средства связи… А пока он вовсю готовится – в приличную школу теперь надо поступать на конкурсной основе, как в былинные времена поступали в институт. Подготовка идет так: выполнил сложное задание – поиграл немного в стрелялку, не выполнил – в пролете. Приходится корпеть над книгами, зато за компьютером он чувствует себя асом.

Пожилые педагоги начальных классов хватаются за голову: компьютерные игры - это же само зло в чистом виде, чуть ли не хуже сексуального просвещения! Еще бы - ведь это именно то, что делает детей непонятными, формирует разрыв между поколениями. В конце 80-х таким злом были видеосалоны, в которые дети убегали от добрых советских мультиков, умилявших педагогов.

Новые технологии создают новые поколения, делая опыт жизни детей непохожим на опыт предшественников. Пятилетний друг сына недоуменно возмущается, почему экран моего мобильника не реагирует на нажатия пальцев – это же так бессмысленно, архаично и неудобно!

Наши дети - первопроходцы, еще ни у кого не было такого детства в таком мире. В традиционном обществе дети во всем стремятся подражать родителям, в инновационном родителям лучше самим уметь оставаться немного детьми.

Но что значит быть ребенком "поколения i"? iGeneration, Internet Generation, цифровое поколение - термины из выходящей 30 марта книги Ларри Розена, профессора психологии Калифорнийского университета. Это нынешние школьники, не знающие, что бывает жизнь без сети. Розен изучает их отличия даже не от нас, динозавров, а от поколения 80-х, тоже, оказывается, безнадежно отставшего от времени. Дети i почти не смотрят телевизор, выбирая видео по своему вкусу или увлекаясь видеоиграми, телефонным разговорам предпочитают обмен смс, электронным письмам - текстовые диалоги в реальном времени, ведению блогов - социальные сети типа "в контакте". Они в совершенстве освоили эмоциональный и лаконичный язык текстовых сообщений, в котором одно и то же слово может записываться многими способами, в зависимости от тех оттенков смысла, которые хочет вложить в него наше малограмотное чадо.

Одним из главных преимуществ поколения i Розен считает их возросшую способность к "многозадачности": i-дети могут одновременно слушать mp3-музыку, общаться с друзьями в чате, бродить по сети, редактировать фотки, в добавок часто делая все это во время учебы. Далеко не все исследователи настроены так оптимистично, как Розен - оборотной стороной многозадачности является рассеянность, синдром гиперактивности и дефицита внимания стал одной из главных болезней поколения. Другие ругают "клиповое мышление" детей i, построенное больше на визуальных символах, чем на логике и текстовых ассоциациях. Третьи бьют тревогу по поводу интернет-зависимости и игромании, охватившей поколение.

Все эти тревоги не лишены оснований, но прежде чем идти отгонять ребенка тумаками от компьютера необходимо понять, что он не просто убивает время. Пока педагоги хватаются за голову, антропологи говорят о «виртуальной социализации» – сетевое общение оказывается не менее важно для современного человека, чем обычное, все более ценными навыками становятся способность адекватно вести себя в сети – знакомится, учиться, договариваться, спорить.

Дети всегда играют во взрослый мир, осваивая реальность, в которой им предстоит жить, и не их вина в том, что эта реальность стремительно проваливается в виртуальность. Да, они нетерпеливы, потому что ожидают от этого мира быстрых изменений, им скучно читать длинные занудные тексты, зато они уже поняли, что получить доступ к данным важнее, чем запомнить их. Они привыкли к тому, что информации слишком много, чтобы внимательно изучить её всю, важно найти нужный сейчас кусок и суметь использовать его.

Технологии развиваются по экспоненте, мир ускоряется. Наверное, скоро можно будет говорить о поколении каждого конкретного года, связанном с конкретной техносредой. Тем временем моя годовалая дочь норовит отобрать нетбук, не дав дописать эту статью,- еще не умея говорить, она уже поняла, чту нужно нажимать на кнопки и картинка на экране будет меняться. Перебирая пальцами по клавиатуре, она постоянно умудряется открывать какие-то неизвестные мне окна, задействовать новые функции знакомых программ…


Андрей Константинов, Русский Репортер.
Еще в ту же тему - моя старая статья про детей индиго: http://rusrep.ru/2008/27/deti_indigo/
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments