Лев_Евгеньевич (lev_evgenevi4) wrote in i_future,
Лев_Евгеньевич
lev_evgenevi4
i_future

Мертвецы как ресурс

Довольно давно Ваш покорный пребывает в раздумьях по вопросу - а почему при всем богатстве культур и субкультур нашей бешеной эпохи, в отношении похоронной процедуры сохраняется такой глубокий консерватизм?

По сути, популярность имеют два подхода, старых если не как мир, то уж точно как цивилизация (не та, что Сида Мейера :)): бесполезное мясо дорогого покойника либо сжечь, либо закопать. Что в обоих случаях - крайне ресурсозатратно. Чтобы жечь нужно много энергоносителя, плюс переработка негорючих остатков. Чтобы закапывать - большие затраты полезной площади на захоронение, ибо полная рекультивация трупов в земле занимает много времени, да и к последующему хозяйственному использованию рекультиворованнй местности в большинстве культур относятся с крайне избыточным, по моему мнению, предубеждениям.

Та же проблема (затратности по ресурсам) характерна для многочисленных похоронных церемоний малых народов и древних культур - ритуалы сложны и направлены нередко на максимально долгое сохранение тела, либо напротив - утилизации наряду с таковым большого количества полезных продуктов и изделий. Особняком здесь стоят традиции поедания усопших (у племен, практикующих каннибализм и в обыденной жизни) - но этот путь также оказывается тупиковым в силу его негигиеничности (а здоровье - тоже ресурс). 

Так, как мне кажется, немало похоронных церемоний в культурах мира напрямую связаны с доступностью ресурсов на эту самую церемонию. Отличным примером здесь будет распространенный кое-где на Тибете подход - утилизацию тела перепоручают хищным птицам, после чего их помет гораздо быстрее культивируется в экосистеме, чем покойник. 

Хорошо обыграна тема ресурсосберегающих похорон в ставшем классикой постапокалиптики фильме "Водный мир" - в рамках показанной похоронной церемонии на плавучих островах, где любая почвообразующая органика в большой цене (непонятно, правда, почему островитяне не гумусируют рыбу и планктон - но это вопрос авторских допущений).

Интересно другое. В 19-20 вв. было распространено довольно много самых разнообразных идеологий, культов и "новодельных" субкультур. Многие из них были глубоко экологизированы (по крайней мере, это постулировалось), многие - ориентированы на примитивное натуральное хозяйство, органическое производство. И в то же время, ни из одной из них не стали широко известны ритуалы ресурсосберегающего погребения - например, утилизации покойного через мясорубку, с последующим гумусированием и внесением на поле в качестве удобрения.Что для меня странно.

Оформить такое деяние "идеологически" в рамках концепции экологичного существования (не хозяйствования, а именно существования) по идее не должно составлять труда. С другой стороны, именно нераспространенность  таких подходов может показывать, что тема мертвых тел, при всей ее предельной десакрализации в последнее столетие, остается почему-то такбуированной даже для пытающихся продвигать идеи принципиально новой эпохи. 

Лично я от такого погребения бы не отказался. Все равно ведь путь любого покойника - рекультивация (дедушка Ленин не в счет, хотя и ему давно пора).

Интересен спектр мнений. 
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments