Ариона (arionablog) wrote in i_future,
Ариона
arionablog
i_future

Транспорт XXI века



«В идеале для перемещения транспортного средства не требуется затрат энергии». Этот основной постулат, кажущийся парадоксальным, но вытекающий из закона сохранения энергии, Игорь Колпакчиев сформулировал давно

Шли 70-е годы, приближалась московская Олимпиада. В одном из всесоюзных НИИ рассматривали проект скоростной транспортной системы, предложенный учёным секретарём, руководителем лаборатории Игорем Колпакчиевым. Задача была ясна: когда в Лужниках заканчивается очередной день соревнований, надо максимально быстро «растащить» десятки тысяч людей по разным уголкам города. Увы, финансирование урезали вдвое, и проект остался на бумаге. Минуло 30 лет, Олимпиада Москве сейчас не грозит, но то, что мегаполис не справляется с постоянно растущими транспортными потоками, ясно и ребёнку. Впрочем, Колпакчиев, ныне гендиректор НТЦ «Взлёт», мыслит куда шире: как Интернет обеспечил всеобщее информационное пространство, так и его проект Интертранс призван обеспечить мир единой транспортной системой.

«Идеальный винт»

«Люди стали более подвижны, объём воздушных перевозок удваивается каждые 7 лет. Грядёт «транспортная революция», неизбежно появление нового транспорта, который будет работать по принципу «от двери до двери», - говорит Игорь Николаевич.



«От двери до двери» - это значит, что не нужно тратить несколько часов, чтобы добраться до аэропорта и полировать лавку в зале ожидания. Пассажирский самолёт будущего должен подниматься и садиться вертикально, как вертолёт, но иметь скорости и обычные, и гиперзвуковые, и даже космические. А площадкой для него может стать хоть крыша дома.

Много лет Колпакчиев разрабатывал так называемую вихревую подъёмно-тяговую систему. Её теоретическая основа базируется на вихревых теориях создателя современной аэродинамики Жуковского. Он ввёл понятие присоединённых вихрей - когда лопасти винта заменяются системой вихрей. «Жуковский впервые сформулировал принцип «идеального винта», - говорит Игорь Николаевич, - а мы придумали, как его реализовать на практике. Причём винта как такового нет - это совершенно новая система тяги, принципиально отличная от современных авиационных систем. Тяга создаётся без вращения лопастей, и она равномерно, как у «идеального винта» Жуковского, распределена по рабочей поверхности».

Если снабдить такой «вихрелёт» атмосферно-космическим двигателем, его можно выводить в космос с грузом или пассажирами на борту, уверяет Колпакчиев. В этом случае при перелёте, скажем, из Нью-Йорка в Москву не нужно десять часов трястись на высоте 10 тыс. метров - можно за полчаса «проколоть» атмосферу, выйти в открытый космос, а оттуда «спикировать» на землю и сесть в нужной точке. Продолжительность полёта в этом случае займёт всего один-два часа!

Такому «ковру-самолёту» потребуется топливо. И понятно, что это не бензин или керосин. Во-первых, запасы нефти тают, во-вторых, к чему такое варварство в век передовых технологий? «Необходим накопитель энергии, установленный прямо на транспортном средстве, причём накопитель надёжный и эффективный, - продолжает Колпакчиев. - Учёные долго работали над аккумуляторными батареями и маховиками для автомобиля. (Об одной такой разработке «АиФ» недавно писал - см. «Супермаховик профессора Гулиа» в № 21. - Прим. авт.) Но в маховиках при вращении происходит вытягивание связующего компонента - грубо говоря, клея. Мы нашли материал, который не расслаивается под действием центробежных сил. При особых условиях его прочность на порядок выше стали. Он выполнен на основе нанотехнологий, и из него должно состоять рабочее тело маховика, который мы назвали гипермаховиком. В нём целый ряд оригинальных технических решений, делающих его идеальным накопителем энергии. Он пригоден как для наземного транспорта, так и для летательных аппаратов. Расчёты показывают, что с одной заправки электроэнергией (а с гипермаховиком стыкуется электромотор-генератор) можно проехать до 2 тыс. км! Это как от Москвы до Сочи по прямой. Реально же можно проехать и 10, и 12 тыс. км за счёт того, что энергия будет возвращаться при спусках и торможении опять в маховик. Так реализуется постулат: в идеале энергия транспорту почти не нужна. А электромобиль с гипермаховиком способен ездить на одной заправке всё лето»!

Когда закончится нефть

ПРОЕКТЫ Игоря Николаевича Колпакчиева существуют лишь на бумаге. англичане предлагали учёному остаться у них, сменив гражданство. Он этого делать не пожелал. Проявляли интерес и другие страны. Только на родине ему все эти годы настойчиво рекомендовали не заниматься «экотранспортом», потому что в стране достаточно нефти.
…Он показывает эскизы. Вот мобильная система «Бумеранг»: в фургон помещён контейнер с 5-6 модулями вертикального взлёта (см. рисунки). Снабжённые гипермаховиками, эти модули покидают контейнер и под управлением оператора, остающегося в кабине на земле, совершают различные действия - например, ведут разведку, патрулируют городские улицы или опрыскивают сельхозугодья. Вот лёгкий одноколёсный самолёт «Сафари» - тот самый «ковёр-самолёт» на вихревой тяге, садящийся на крохотную площадку. Есть ещё бизнес-самолёт «Парабола», автолёт «Кенгуру», складной (!) одноместный самолёт, экомобиль, гиромобиль - в общем, голова кругом идёт. А вот и то, с чего всё начиналось, - скоростная модульная транспортная система. Принцип «от двери до двери» - от дома до аэровокзала или взлётной площадки.

Игорь Колпакчиев надеется, что мировая «транспортная революция» начнётся в России. И тогда страна обеспечит себе экономическое процветание.

Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments