В мартовском номере HBR опубликован ежегодный список двадцати мировых тенденций, представляющие собой и непредвиденные явления, и знакомые идеи в своем развитии.
Идеи этого года указывают на то, что принципы ведения бизнеса постепенно меняются. Среди "застрельщиков" перемен — обитатели сетевых сообществ и виртуальных миров, фанаты многопользовательских онлайн-игр и т.д. Во многом благодаря им возникают новые рабочие модели, альтернативные пути решения профессиональных задач и взаимодействия с клиентами, поразительные технологии для работы в группах и более совершенные методы оценки продуктивности. Хотя порой кажется, что эти новшества появились внезапно, они прорастали из едва заметного семени прямо на наших глазах.
- Одноранговая экономика как модель будущего
- Задача, а не время: работа для поколения Y
- Рецепты для бизнес-лидеров
- Оппозиция: понять и обезвредить
- Заседание совета директоров будущего
- Как обманывают честные люди
- Ложь, гнусная ложь и детекторы лжи
- Экономика киберпреступности
- Социальные сети в помощь общественному транспорту
- Игровой характер
- Виртуальная бизнес-реальность
- Метавселенная в роли телевидения будущего
- Страдания юного аватара
- Куда ведут следы метаданных
- BlackBerry для отмазки
- Город будущего на черепашьем панцире
- Социально ответственное лоббирование
- Непаханая целина китайского рынка
- Исламские финансы завоевывают глобальный рынок
- Зачем нам эксперты?
Год назад мне уже приходилось делать обзор "революционных идей" от HBR. Первое эссе из списка этого года меня особенно зацепило. Теперь подробнее.
Одноранговая экономика как модель будущего
Медиабизнес в смятении: одноранговые, или пиринговые, сети преобразуют систему распространения информации. Вместо модели "от одного ко всем" (при которой информацию поставляют издатели, киностудии и звукозаписывающие компании) утверждается модель "от всех ко всем" (пользователи обмениваются информацией через блоги, YouTube и файлообменные сети). Теперь каждый может не только "потреблять", но и производить контент, и это создает серьезную угрозу для традиционных игроков отрасли. И хотя рынок в целом за последние три года вырос, стоимость акций, например, четырех крупнейших газетных издательств США упала на 10—50%. И все из-за новых моделей медиа- и рекламного бизнеса, и в том числе из-за одноранговых сетей. Подобный удар, возможно, даже более сокрушительный, того гляди обрушится и на другие отрасли. Финансовый сектор уже почувствовал его на себе. Возьмем микрокредитование: в странах со слаборазвитой экономикой банки ссужают небольшие суммы крестьянам, которые вместе выступают поручителями. Прибавим к этому возможности глобальной компьютерной сети — и вот вам новая модель банковских операций. Действительно, пиринговые финансовые системы вот-вот совершат переворот в банковской отрасли. Уже сейчас благодаря сайтам вроде Kiva.org, Prosper.com и LendingClub.com микрокредитование стало доступно жителям развитых стран. В роли крошечных банков выступают люди, а одалживать небольшие суммы знакомым — значительно проще. Все это, безусловно, положит конец арбитражным сделкам, на которых наживаются крупные банки (еще бы, ведь ставки по кредитам достигают 15%, а по вкладам — всего 5%). Стоит ли связываться с банком, если в своей социальной сети можно и одалживать, и занимать под 7%? Чтобы представить себе потенциал подобной системы, вообразите местный кредитный союз с возможностями MySpace. |
Посвятив несколько постов теме смены бизнес-модели банковской отрасли:
Я не заметил еще одного тренда. Банкиры, как вам не сладко :)
Распространение этих, а также новых, еще более мощных одноранговых сетей говорит о наступлении эры распределенной экономики, при которой потребление превратится в производство и обеспечит каждому дополнительные источники дохода. Если такая система будет эффективно функционировать, мы все сможем приблизиться к экономическому равновесию. |
Последний абзац заставляет еще раз задуматься на тему кто может стать монополистами в надвигающейся новой экономической формации.
Community Info