Антон Божко (tohasss) wrote in i_future,
Антон Божко
tohasss
i_future

Category:

Полеты в космосе глазами фантастов

Очередная подборка примеров и рассуждений о космических полетах.


Межпланетные и межзвездные путешествия глазами фантастов

Итак, на сей раз речь пойдет о космосе и его освоении. Надеюсь предложить вашему вниманию еще один пост-классификацию идей в научной фантастике.

Конечно, многие авторы не уделяли особого внимания технической стороне космических полетов, ограничиваясь лишь общими фразами, но кое-какие теоретические обоснования в книгах найти можно (естественно, это не означает возможность воплощения таких проектов в жизнь, по крайней мере, в наши дни). В качестве примеров для той или иной концепции я постараюсь привести наиболее правдоподобные и обоснованные описания космических кораблей и принципов их работы, однако, подобное в фантастике встречалось, к сожалению, не часто.

Прежде всего, полеты в космосе следует разделить по дальности:

1. Полеты, совершаемые в пределах Солнечной Системы.
2. Межзвездные полеты.
3. Полеты в соседние галактики (совсем уж фантастический сценарий, которого лучше пока не касаться).

Соответственно, скорости, с которыми эти полеты совершаются, могут быть досветовыми или сверхсветовыми (термин, не воспринимаемый современной физикой всерьез). Помимо этого стоит отметить часто упоминаемые в книгах «прыжки» в пространстве. В данном случае, речь идет о мгновенном перемещении определенного объема материи из одной точки в другую.

А теперь обо всем этом подробнее. Начнем с досветовых скоростей. Самая частая идея ¬¬– это полет, длящийся долгие годы. В таком случае, корабль представляет собой огромное сооружение, а экипаж насчитывает не одну сотню человек. За время полета на борту сменяется несколько поколений, и, возможно, корабль доберется до конечного пункта назначения (которой может быть планета другой звездной системы, где предположительно существуют пригодные для существования человека условия). Мне сразу вспоминаются три произведения, описывающие как раз такую ситуацию. Это «Поколение, достигшее цели» Клиффорда Саймака, «Баллада о Бете-2» Семюеля Дилэйни и «Пасынки вселенной» Роберта Хайнлайна. Что характерно, в каждой из этих книг главной проблемой становилась постепенная деградация экипажа от поколения к поколению. Вполне логично: согласно теориям биологов любая замкнутая группа представителей того или иного вида обречена на деградацию и постепенное вымирание. Отдельно стоит сказать о романе Дилэйни: там с Земли отправился не один гигантский корабль, а целых девять. И эту флотилию, помимо упадка человеческой культуры поджидали и другие напасти. Автор описывает некий «песок», влияние которого пагубно отражалось на состоянии корабельной обшивки. Стоит отметить, что именно эту экспедицию (в отличие от книг Саймака и Хайнлайна) постигла неудача. В глубинах космоса они встретили «разрушителя» – существо непонятной природы, истребившее всех жителей на двух или трех кораблях. Впрочем, я увлекся, сейчас речь не об этом.
Несколько другой принцип многолетней экспедиции описан в повести Кира Булычева «Тринадцать лет пути». В книге экипаж на корабль мог попасть как раз таки с помощью телепортации и, соответственно, проблема деградации возникнуть не могла… Возникла другая: перемещение людей на большее расстояние становилось все более энергозатратным, к тому же у этой технологии перемещения существовал определенный порог дальности.
Другие описания «медленных» путешествий в космосе, которые мне встречались, касались полетов в пределах нашей звездной системы. Начиная от ракет «Земля-Марс» у Рэя Бредбери, и заканчивая малопонятными с технической точки зрения полетами до Плутона у Клиффорда Саймака (правда, ранние рассказы Мастера изобилуют весьма наивными представлениями о Солнечной Системе, но ведь любим мы их не за это). Топливо, используемое для таких полетов, такое же, как и в реальных установках – смесь водорода и кислорода.
Еще один перспективный способ, не только описанный фантастами, но и разрабатываемый специалистами – солнечный парус. Думаю, нет смысла объяснять, что это такое, скажу только, что в фантастике это приспособление было описано Артуром Кларком.

Теперь, несколько слов о кораблях, двигатели которых способны развивать скорость, в несколько раз превосходящую скорость света. Опять же, никаких более-менее понятных обоснований работы таких двигателей припомнить не удается. Вполне обыденная фраза из какого-нибудь романа гласит: «Корабль летел со скоростью, в 8 раз превышающей световую».
Впрочем, стоит упомянуть рассказ Роберта Шекли «Специалист». Корабль, описанный автором, представлял собой систему, состоящую из нескольких видов живых организмов. Так например, сотни плоских существ формировали обшивку, другие были двигателями, третьи отвечали за питание… Человеку же в этой системе отводилась роль Ускорителя.
Если же говорить не только о рукотворных кораблях, то можно вспомнить рассказ Мюррея Лейнстера «Одинокая планета». Эта самая планета, в силу различных обстоятельств, превратилась в огромный мыслящий организм. В один прекрасный день, устав от всевозможных людских попыток обуздать ее взбунтовавшийся нрав, планета «снялась» с орбиты и на сверхсветовой скорости отправилась в соседнюю галактику.
Следующим пунктом идет телепортация. Технология, позволяющая мгновенно перемещать большие объемы материи на огромные расстояния. К этой теме обращались многие авторы. Принципиальных взглядов на проблему может быть два:

1. Перемещение осуществляется с помощью неких технических приспособлений, которые могут быть установлены в различных точках галактики (но сначала, оборудование должно быть в эти точки доставлено.)
2. Для «прыжка» необходимо достичь определенной точки, в которой, благодаря природным аномалиям, происходит искривление пространства.

Соответственно, в первом случае после создания достаточно обширной сети станций использование космических кораблей сводится к минимуму. Именно такая сеть описана в романе Клиффорда Саймака «Пересадочная станция». Еще одна схожая транспортная система встречается в рассказе Стивена Кинга «Долгий джонт». Однако это произведение Кинга, и в нем имел место один нюанс: перемещение живых организмов осуществлялось только в бессознательном состоянии, иначе последствия были необратимы.
Вторая схема предполагает использование космического транспорта. Но предварительно феномен «пространственных дыр» должен быть всесторонне изучен. Подобная точка перехода, насколько я помню, встречается в Рассказе Джорджа Мартина «Второй вид одиночества».

Наконец, может случиться так, что по различным причинам человеку не удастся продвинуться дальше освоения Луны. Возможно, виной тому станет космическая радиация или же несовершенство топлива… Но если нельзя посетить другие планеты физически, то почему бы не делать этого ментально? Ведь не существует ничего, что было бы быстрее мысли. Итак, используя определенные мозговые стимуляторы и специальные технологии, можно отправить человеческий разум в путь по отдаленным мирам. Безусловно, не каждый человек подойдет для такой работы – здесь требуется определенный склад ума и чрезвычайно устойчивая психика. Именно такие способы освоения «просторов вселенной» предложили нам Клиффорд Саймак в романе «Что может быть проще времени» или Джек Скиллингстед в рассказе «Мертвые миры».

Такая вот вышла краткая классификация известных мне видений космических полетов. Конечно, фантазия авторов практически безгранична и можно было упомянуть корабль-снаряд, описанный Жюль Верном или космический лифт «Земля-Луна», проект которого так нравился советским авторам, но я все же пытался (пускай и не слишком удачно) сохранить некую толику научности, описывая самые различные сюжеты.

Надеюсь, что благодаря читательским комментариям, эту классификацию можно будет сильно расширить и дополнить.
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments